Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Дом пепла | +3 |
Чудо, тайна и авторитет | +1 |
Берег мертвых незабудок | 0 |
Мэй — неизменный поставщик атмосферной и более-менее камерной мистики. Такое тёмное, и уютное, и красивое, где хорошие люди ищут близости друг с другом и на этой дороге растут над собой)
Тот случай, когда книга превзошла ожидания. Она не позиционируется как детектив, но я получила прямо много удовольствия от того, как герои шаг за шагом распутывали клубок произошедшего и его подоплёки; и от того, как глубоко в итоге оказались корни, как красиво и печально всё переплетено. Мистика, чья-то...
Тот случай, когда книга превзошла ожидания. Она не позиционируется как детектив, но я получила прямо много удовольствия от того, как герои шаг за шагом распутывали клубок произошедшего и его подоплёки; и от того, как глубоко в итоге оказались корни, как красиво и печально всё переплетено. Мистика, чья-то корысть, чьи-то заблуждения и, конечно, взаимовыручка… Это было очень хорошо)
А атмосфера южной готики!.. Ну правда как в Новый Орлеан слетать, побродить по его кварталам и кладбищам, завешенным испанским мхом, заглянуть в дымные вуду-магазинчики, вдохнуть затхлый запах болот, сквозь который пробивается аромат магнолий… Ооочень) Атмосферу я тут люблю, наверное, едва ли не сильнее всего остального)
Атмосферу — и семейные тайны. Да вообще тему семьи! Особняк, хранящий секреты и шепчущий призраками, сложная история с некоторыми ох горькими страницами… И всё равно — семья! На обложке сказано: «Тронешь одного — будешь иметь дело со всеми», и так и есть, и это восхитительно! Когда все — и живые, и мёртвые — действительно друг за друга) При том, что все такие разные! Кто-то делец-делец, кто-то бар держит, кто-то искусствами увлекается, но почти все — так или иначе накоротке с мистикой)
Ну и мальчишки, главные герои) Два брата, Даниэль и Мэтт, их отношения — главная линия. Как двое разных по характеру, а ещё по тем моментам, в которых каждого коцала жизнь, но дорожащих друг другом человека справляются с прошлым и настоящим (и справляться становится тем проще, чем откровеннее они друг с другом).
И ещё Айвори люблю — друга Даниэля по семинарии. Сумрачный и светлый, как огонёк на болотах)
В общем, рекомендую! Ещё и обложечка такая красивая, с призрачными буквами, любовь)
«Берег мёртвых незабудок» — эпическое (хотя в нём, как по мне, предостаточно и чудесной камерности) тёмное фэнтези о том, как уходит старый мир и как четверо разных, но прекрасных людей — двое облечённых властью и двое поцелованных местными музами (хотя там нет муз, зато есть своя выразительная мифология) — пытаются с этим справляться или хотя бы просто жить и делать имеющийся мир чуть светлее.
Вот есть жанр социальной сатиры — это когда пороки общества высмеиваются. А как назвать жанр, где...
Вот есть жанр социальной сатиры — это когда пороки общества высмеиваются. А как назвать жанр, где они же оплакиваются? Я бы этим словом и назвала «Берег…» В каком-то смысле оказалось терапевтично. И даже с надеждой.
А было и то, что оказалось терапевтичным прямо вот очень-очень — та самая линия творцов, двоих художников. Сколько терзающих каждого созидающего вопросов поднято здесь! Сколько до боли знакомых страхов и сомнений, в том числе тёмного и стыдного толка (и они на удивление становятся какими-то менее стыдными, когда закрываешь книгу). Здесь мудрый наставник и отравленный эмоциональным ядом ученик, и эти двое — не родные по крови, но их отношения — одни из лучших детско-родительских, что мне когда-либо попадались в литературе.
И вот к слову о мудрости… Я раньше даже не помню, чтобы делала скриншоты из книг. А тут этих скринов у меня ох как много набралось! Всерьёз думаю сделать коллаж из цитат — про творчество и не только — и повесить на видное место.
И ещё тут много, очень много про то, как опасно не принимать тёмные стороны жизни, отворачиваться от них. На самом деле мне кажется, что самый глубокий слой смыслов книги — вот как раз про это. Про то, что в жизни есть и свет и тьма, и на тьму нельзя закрывать глаза, иначе не выйдет ничего хорошего. И здесь, в истории, — про то, как не надо, и про то, как, вероятно, стоило бы (не назидательно, а очень ненавязчиво; но тут вообще всё очень ненавязчиво, а мыслей и выводов всё равно получается с лихвой).
А ещё это точно самая поэтичная книга из прочитанных за 2023 год. Вероятно, не только за этот)
В общем, советую, хотя с несколькими оговорками: книга тяжёлая, и если у вас сейчас не лучшее эмоциональное состояние — как минимум осторожно; книга не про экшен и не про бурные задорные приключения — здесь много повествовательности и философии. Хотя вот на мой вкус — в здешнем темпе всё же не увязаешь и оторваться действительно сложно, потому что очень волнуешься за мир и героев, и эмоций много)
Если коротко, то это восторг. Восторг ума, восторг чувств и в особенности восторг той части, личности, что жаждет справедливости (во всех её смыслах: и к злодеям, и к пострадавшим, и к тем, кто застрял между).
Если чуть длиннее…
Что ж. Эта история — эдакий кроссовер «Рождественской песни» Диккенса и книг Достоевского (в основном «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания»), а ещё тут затесался, например, Гоголь. Потрясающая смесь, и такая атмосферная: конец девятнадцатого века,...
Если чуть длиннее…
Что ж. Эта история — эдакий кроссовер «Рождественской песни» Диккенса и книг Достоевского (в основном «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания»), а ещё тут затесался, например, Гоголь. Потрясающая смесь, и такая атмосферная: конец девятнадцатого века, заснеженная рождественская Москва (и названия знакомых улиц!)… и вся книга словно звучит проникновенным и жутковатым Carol of the Bells (он же изначально — украинский «Щедрик» :)). Потрясающей красоты слог, стилизованный под классику (причём классику очень увлекательную и совсем не скучную). И три духа среди мороза и метели несут Правосудие: Прошлое, Настоящее и Будущее. И у каждого — своё орудие)
Правда, тот, к кому они пришли — главный герой, Иван К. (как же сложно не называть его «Ванечкой» хотя бы в рецензии) — совсем не персонаж Диккенса. Переосмысляет он не собственный дрянной характер (нет, душа Ивана как раз щедрая и широкая, скорее со склонностью к излишней горячности, и хочет он как лучше, только слишком истово и слепо иногда), а давний сомнительный поступок. Потому что этика в журналистике и расследованиях — дело тонкое, а уж когда правда слишком ужасна, чтобы осознать её без болезненных постукиваний по голове…
Завязка сюжета — история насилия над ребёнком (не спойлер, предупреждение висит на первой же странице со ссылками на кризисные центры). Книга не ретуширует звездец поднятой темы, и чёрт, как же правдиво и больно описаны ужасные механизмы газлайтинга и селфхарма. Но по этому колкому льду горечи и ужаса очень помогает ползти отчаянный характер главного героя, который, можно сказать, дважды расследовал то самое преступление: десять лет назад и вот сейчас. Потому что десять лет назад, как Иван подозревает теперь, он обвинил не того человека.
Это очень сложный герой (Иван К.), честно. В чате, где мы обсуждаем книжку, ни дня не проходит без споров о нём: где был прав, где и почему накосячил, где и как хотелось настучать ему по тыковке. Мне вот хотелось моментами, да (как раз за излишнюю горячность и ещё за кое-что спойлерное), и орала я в страницы на него не раз. Но… но он такой молодец, правда. На него не только ругаться хочется, но и погладить по дурной голове. И эту тяжёлую историю отчасти получается перенести как раз благодаря ему: живому, ошибающемуся, раскаивающемуся… и при этом у него и юмор, и жизнелюбие, упрямство, и подкупающее бесстрашие, и столько в нём сочувствия и человечности… И на самом деле главную его ошибку — вернее, причину, что к ней привела — понять очень можно: есть такая правда, от которой защитные механизмы психики будут отбиваться до последнего, если ты… ну, обычный человек, подверженный естественным привязанностям.
Но в основном история Ивана (и центральная линия книги) — о муках совести, причём муках деятельных, и об исправлении ошибок. Боже мой, как это прекрасно: наблюдать это раскаяние и это исправление. И как слой за слоем сдирается паутина психзащит. Где-то Ванечка (ну простите) справляется сам, а где-то ему и помогают (виват, диккенсовски-гоголевски-достоевские призраки!)
Вообще героев тут около десятка. Кто-то восхитит почти безоговорочно (почти; потому что ошибаются все, даже прекрасные и удивительные, которые тут очень даже есть), кого-то захочется всячески растерзать (готовьте огнеупорные кресла, граждане читающие), а об кого-то эмоции порвутся от противоречивости (огнеупорные кресла всё ещё пригодятся).
…А ещё это история о близости, которую не смогли уничтожить ни годы, ни расстояния, ни ужасные обстоятельства. Ужасно жаль тех, кто пострадал, и очень хочется влезть в книгу, чтобы всё-всё исправить, но герои справятся сами.
Я очень люблю, когда в книгах встречаются светлая сказка и суровая без прикрас реальность. И это я не про мистику или магический реализм (хотя они здесь есть, да). Просто бывает так, что настоящее — такое настоящее, которое слишком правда и поэтому может быть даже очень от него больно, и верится, и переживания сильные именно потому, что ну правда; и вот к такому настоящему порой примыкает сказка. Причём не сопливая такая, а довольно суровая местами — самые правильные сказки вообще светлы и суровы для того, чтобы достичь света, — и вот этот целительный свет проливается на честные и болезненные раны реальности... на раны тех, кому было невыносимо мучительно, но кто всё-таки справился. Восхитительно.
И это просто лучшее, что может быть в книгах. Это здесь есть. Ослепительный свет, усилиями хороших людей (и не совсем людей) всё же вспыхнувший в кромешной тьме, как свеча, теплящаяся в окне, затянутом морозными узорами.
Настоящая рождественская сказка. Такая, какой она действительно могла бы быть и в реальности.
Не знаете, что почитать?