Получил большое удовольствие, "активно познакомившись" с тактическим искусством ряда ведущих "сверхсовременных" гроссмейстеров: Каруана, Аронян и т. д., а также кое-кого из классиков. Восполнил пробелы.
В целом, приятные диаграммы - можно решать прямо с них.
Побочные решения встречаются (а как совсем без этого? - шахматы сложны!), но довольно редко. Отмечу №67, где Иванчук на 2-м ходу мог сыграть гораздо логичнее, спокойнее и в сущности - проще.
Если вдруг нашли...
В целом, приятные диаграммы - можно решать прямо с них.
Побочные решения встречаются (а как совсем без этого? - шахматы сложны!), но довольно редко. Отмечу №67, где Иванчук на 2-м ходу мог сыграть гораздо логичнее, спокойнее и в сущности - проще.
Если вдруг нашли "дуаль", перепроверили на ЭВМ - что ж, дайте себе баллы по справедливости. Увидели 1-ый ход, ухватили основную мысль, но не попали полностью в решение - подарите себе 1-2 балла (увы, автор этого нюанса не предусмотрел).
Главное - избегайте самообмана!
Задания подобраны со вкусом и со смыслом - автор - настоящий и действующий гроссмейстер! - искал Типическое и, по-моему, справился неплохо.
Оценка уровня игры, которую даёт книга, весьма недалека от истины. Если и занижает, то ненамного.
Возникнет ли ощущение участия в турнире? Думаю, если вы решаете всерьёз, то должно. Радость от попаданий в точку, горечь от обидных промахов - будет всё. Вообще, по сути вещей, шахматы - это борьба не с невинным соперником, а с собственной ошибкой - как говорил великий Цукерторт.
Имел счастье как-то побеседовать в камерном кругу с 10-м чемпионом мира Борисом Спасским; я попросил его назвать "самых-самых" - наиболее ярких интеллектуалов мира шахмат среди современников Бориса Васильевича. Были названы имена чемпионов мира: от Ботвинника до Петросяна, при этом Спасский особо выделил Таля: "Светлая личность!"
Петросян в одном из интервью включил Таля в число трёх (!) самых восхитительных деятелей шахмат всех времён...
Прямая речь Таля бесценна. Этот...
Петросян в одном из интервью включил Таля в число трёх (!) самых восхитительных деятелей шахмат всех времён...
Прямая речь Таля бесценна. Этот истинный гений говорит остроумно, глубоко, во многом опережая своё время.
Ему есть что по-человечески поведать нам, шахматистам 21 века (амбициозных молодых игроков, конечно, ожидают мудрые советы), да и вообще потомкам: Таль говорит о многом.
Когда вам тяжело от окружающей бессмыслицы жизни - общайтесь с великими мыслителями и художниками; несравненный Таль безусловно в этом элитном ряду.
Оформление книги - неплохое: запись ходов от комментариев отделена оригинально и со вкусом; дана симпатичная подборка фотографий.
Прокомментированных шедевров Таля здесь немного (специфика тома), зато присутствует его "фирменная лекция" "Об интуиции и расчёте" с яркими фрагментами; с другой стороны, даны несколько блестящих партий иных звёзд мировых шахмат (в т. ч. - даже в "стиле Таля"!), с подробными, но не утомительными комментариями 8-го чемпиона мира.
Составитель сборника - мастер спорта СССР, секундант Михаила Нехемьевича.
Шахматная квалификация "автора" бросается в глаза - загадочную душу амбициозного любителя он понимает: большое и очень удачное число ходов (даже если Вы играете с электронным другом - должно хватить, в самом крайнем случае - перевернёте страницу и, добавив по палочке к номерам ходов, продолжите свою комфортную запись), имена соперников, дата, время прописываются с удобством и выглядят "по-человечески". Блокнотик легко листать; лица со слабым зрением имеют полную...
Недостатки незначительные, но всё же они имеются: можно было увеличить число партий - их сейчас 20 (за счёт сокращения формальных страниц в "предисловии": стр. 13-15 - сущий бюрократический ужас), не хватает специальных строк в начале партии для указания дебюта и наименования турнира, ненужная устарелая "единичка" в годе (в 2019 г. издательство и автор не предусмотрели наступление 20-х), отмечу ещё завышенную, на мой взгляд, цену.
Творите и анализируйте! Блокнотик поможет.
Несмотря на чудные блага компьютерной проверки, "кафейный стиль" Тартаковера (таким прямиком выражались современники и не только) придётся не всем по душе. Эта книга не для совершенствующихся в позиционной игре, а для любителей великой истории королевской игры, её важнейших, самых идейных страниц. Гроссмейстер Тартаковер - нет ни малейших сомнений - величайшее перо шахматных веков: Сосонко, Флор, Дамский... - все далеко-далеко позади и малые дети.
Проверенная временем книга по миттельшпильной тактике для любителей средней силы и ниже.
Великий игрок и теоретик останавливается на самых памятных тактических фрагментах своего полувекового творчества; славные примеры и очень солидная их классификация.
Раздел о миттельшпиле - главная часть учебника Тарраша. Но вообще-то "Шахматы" (таково авторское название) заслуживают переиздания целиком, ибо это последний и один из лучших трудов бессмертного маэстро.
Оформление - хорошее.
Профессиональная шахматная доска из картона. Длина клетки - 4.1 см. (т. е. для небольших фигур).
Прочная (чтобы испортить - "надо постараться"), цвета приятные - позитивные (см. изображение - доска именно такая). Без бликов. Подойдёт для многих фигур: от пластиковых белых до умеренно жёлтых, деревянных.
"Международные правила..." - на обороте.
Из минусов нужно выделить однообразный рисунок на белом поле.
И спрашивается: где доски иных размеров?
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих.
Этюды исключительно приближены к практической партии!
Все - умеренной сложности, не бойтесь. Книгу можно и нужно использовать для "работы над эндшпилем".
Автор - бессмертный классик жанра и весьма известный в своё время мастер, успешный участник ряда международных турниров.
Оформление: у меня чёрная ладья по счастью "пропечаталась", а вот в двух других книгах этого издательства... Интересно, беспокоят ли "дом"...
Этюды исключительно приближены к практической партии!
Все - умеренной сложности, не бойтесь. Книгу можно и нужно использовать для "работы над эндшпилем".
Автор - бессмертный классик жанра и весьма известный в своё время мастер, успешный участник ряда международных турниров.
Оформление: у меня чёрная ладья по счастью "пропечаталась", а вот в двух других книгах этого издательства... Интересно, беспокоят ли "дом" такие "нюансы"?
Требуемая квалификация читателя: кроме начинающих.
Абсолютная классика - "книга на все времена". Автор - подлинно выдающийся гроссмейстер, претендент на мировое первенство.
Но труду уже более 100 лет. Очень рекомендуется поэтому приобрести ещё и замечательную работу "Шахматы до Стейница" нашего современника - мастера Нейштадта. Многие оценки Мароци там были уточнены.
Как всегда у этого издательства - проблемы с оформлением: отметим здесь, что номер хода плохо отделён от...
Абсолютная классика - "книга на все времена". Автор - подлинно выдающийся гроссмейстер, претендент на мировое первенство.
Но труду уже более 100 лет. Очень рекомендуется поэтому приобрести ещё и замечательную работу "Шахматы до Стейница" нашего современника - мастера Нейштадта. Многие оценки Мароци там были уточнены.
Как всегда у этого издательства - проблемы с оформлением: отметим здесь, что номер хода плохо отделён от самого хода.
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих.
"Курс шахматных лекций" - вероятно, лучший учебник 5-го чемпиона мира; в нашей стране (великой шахматной державе) он всегда пользовался особой популярностью.
Эйве в первый (и, увы, последний) раз активно прибегает к обобщениям; подборка партий и окончаний - чудесная.
Шахматисты по крайней мере до 1-го разряда включительно найдут для себя немало поучительного и занимательного.
А вот оформление... бездарное: диаграммы, запись ходов -...
"Курс шахматных лекций" - вероятно, лучший учебник 5-го чемпиона мира; в нашей стране (великой шахматной державе) он всегда пользовался особой популярностью.
Эйве в первый (и, увы, последний) раз активно прибегает к обобщениям; подборка партий и окончаний - чудесная.
Шахматисты по крайней мере до 1-го разряда включительно найдут для себя немало поучительного и занимательного.
А вот оформление... бездарное: диаграммы, запись ходов - всё, простите за резкость, просто по мещански бездушно; неудачен и цвет обложки. В этом единственная беда.
"Стратегия и тактика" пользуется не такой блестящей репутацией. Мне представляется, эстетическая значимость примеров и относительная "узость темы" не дают возможности поставить этот труд в один ряд с "Курсом".
Требуемая квалификация читателя - либеральная: от 2-го разряда.
Из минусов:
Недостаёт суждений общего характера (за это Эйве критиковал ещё Алехин), партии неравноценные (есть сущие шедевры, например - Фишера, а есть - уже давно забытые) и их маловато, комментарии слишком сухие и нуждаются в сокращении.
Большой (почти критический) недостаток - оформление: запись ходов неудачная - взятие, например, прописывается (в нарушение многовековой традиции!) знаком "х".
Но аналитически книга...
Из минусов:
Недостаёт суждений общего характера (за это Эйве критиковал ещё Алехин), партии неравноценные (есть сущие шедевры, например - Фишера, а есть - уже давно забытые) и их маловато, комментарии слишком сухие и нуждаются в сокращении.
Большой (почти критический) недостаток - оформление: запись ходов неудачная - взятие, например, прописывается (в нарушение многовековой традиции!) знаком "х".
Но аналитически книга сильна! Возраст не помешал экс-чемпиону мира, что очень приятно отметить.
Чувствуется, переводчик поработал неплохо.
Вывод: главное в труде - сентенции научного рода, но они, скорее, станут откровением только для любителя средней силы.
Наконец у нас вышла серьёзная монография о творческом наследии Пильсбери - чуть ли не единственного великого шахматиста прошлого, который до того пребывал - по необъяснимой причине - без посвященного ему большого труда на русском языке. (Отметим и недавно вышедший большой труд о Цукерторте.)
О достоинствах работы Мансурова можно говорить довольно долго, постараюсь кратко сказать главное: приведено около сотни подробно прокомментированных избранных партий американского гения - охвачено...
О достоинствах работы Мансурова можно говорить довольно долго, постараюсь кратко сказать главное: приведено около сотни подробно прокомментированных избранных партий американского гения - охвачено большинство его творческих достижений; партии сгруппированы по оригинальному тематическом признаку; наличествует неплохая логика изложения; дебютные тонкости обычно подаются на основе цитат из работ ведущих теоретиков - кратко и ясно; комментарии к партиям достаточно солидны, в частности, они где это возможно базируются на анализах предшественников - современников Пильсбери и ведущих экспертов последующих времён; присутствует хороший, литературный язык - что уже большая редкость в наше непутёвое мещанское время; автор - пожалуй, наш самый блестящий шахматный историк последних десятилетий, разбирающийся, между прочим, в тонких вопросах психологии творчества (см., например, его старые работы "Загадка Фишера" и "Затмение на Олимпе") и стремящийся к обобщениям философского характера. Оформление - хорошее. Запись ходов - длинной нотацией, обычным спокойным шрифтом, как в книгах советского времени (хотя в целом, увы, несколько хуже), но без известного недостатка в виде слишком малых диаграмм (в книге они дизайном и размером - приблизительно как в журнале "64" советских времён, что неплохо; качество их печати, правда, не идеальное).
Недостатки труда очень относительные - где-то можно было сократить число вариантов, партий-ассоциаций, присутствуют аналитические неточности - как и во всякой книге - шахматы сложны! - отмечу, что в партиях №4 и №7 не указаны все ошибки соперников гениального шахматиста.
О великом Пильсбери: как никто до него (а может, и после) совместил в своём творчестве достоинства двух важнейших школ: романтической (у его партий какая-то "русская широта души" и бьющая через край энергетика) и классической (Пильсбери - горячий сторонник учения Стейница); обладатель великолепного процента художественно ценных и при этом необычайно остроумных партий; крупнейший художник на стыке веков (по крайне мере - наряду с Чигориным); носитель вдохновенного, "праздничного" стиля - родственного "идеальному стилю Морфи"; обладатель наилучшего личного счёта с великим чепионом мира Ласкером во время царствования последнего; как показывает математика - был самым опасным соперником Ласкера и по рейтингу (наряду с Таррашем); автор мирового рекорда в игре вслепую; не только шахматный, но и истинный гений вообще, природный джентльмен и человек высочайшего обаяния и артистизма, что - настолько, между прочим, великая игра шахматы - неплохо отражается в его партиях... Следует особо отметить - Пильсбери дважды сильно не повезло: с шахматами он познакомился лишь в 16 лет, а в 23 года - когда он выигрывал почти всё что можно - он схватил случайную, нелепую болезнь и, как Таль после 1960 года, играл уже далее со всеми с немалым гандикапом.
Подобная шахматная литература предназначается обычно для любителей высокой квалификации (от 1-го разряда), но в данном случае, ввиду наличия столь большого числа у м е с т н о приведённых мудрых цитат (в т.ч. в специальном разделе, содержащем более 100 страниц!) о важнейших шахматных абстракциях, хочется порекомендовать этот труд всем мало-мальски квалифицированным поклонникам королевской игры; и посмотрите, друзья, хотя бы короткие партии из сеансов одновременной игры!
Браво, Евгений Александрович!
Да, воистину Ласло Полгар претендует на гордое звание "самого успешного тренера в истории". С ним конкурируют разве что великий Андерсен, Марк Дворецкий, 6-й чемпион мира Михаил Ботвинник и... старшая дочь Жужа.
Да - доска, фигуры практически не нужны (даже начинающим), благо качество диаграмм - весьма хорошее...
Пара слов о минусах: слишком много двухходовок из мира композиции. Это поэзия, а изучающий страждет прозы.
Недостаёт комментариев к партиям-миниатюрам.
Всё-таки эта...
Да - доска, фигуры практически не нужны (даже начинающим), благо качество диаграмм - весьма хорошее...
Пара слов о минусах: слишком много двухходовок из мира композиции. Это поэзия, а изучающий страждет прозы.
Недостаёт комментариев к партиям-миниатюрам.
Всё-таки эта прекрасная книга (она учит ещё и хорошему вкусу - романтических шахмат) для начинающих, слабых и средних любителей (последним в первую очередь рекомендую тщательно изучить раздел об эндшпиле). Кандидатов в мастера и даже перворазрядников заинтересует только раздел о комбинациях сестёр Полгар - там действительно хватает сложных упражнений (128)!
Эта уникальная книга должна быть в библиотечке каждого любителя шахмат!
Несмотря на отсутствие у него ряда данных (особенно - по олимпиадам: среди "пострадавших" отметим Алехина и Рубинштейна), отдельные неточности, неловкие суждения "по мелочам", главная цель автором достигнута - шахматисты разных эпох наконец-то получили справедливое сравнение друг с другом: псевдоматематическая дискриминация игроков прошлого (о которой с возмущением говорит, например, в своей книге...
Несмотря на отсутствие у него ряда данных (особенно - по олимпиадам: среди "пострадавших" отметим Алехина и Рубинштейна), отдельные неточности, неловкие суждения "по мелочам", главная цель автором достигнута - шахматисты разных эпох наконец-то получили справедливое сравнение друг с другом: псевдоматематическая дискриминация игроков прошлого (о которой с возмущением говорит, например, в своей книге гроссмейстер Крогиус), практиковавшаяся доселе, решительно преодолена!
Назван 1-ый по силе (пророками оказались в этом пункте Алехин, Ботвинник, Фишер), 2-й, 3-й... 100-й шахматист в истории. И конечно, даны многие иные интереснейшие строго математически обоснованные выводы.
Оформление - специфическое, ну да пустяки.
Книга перегружена дебютными и иными явно лишними вариантами. Как источник дополнительной аналитики по творчеству Фишера (для кандидатов в мастера и выше) - да, ценна. Как нечто для радости и совершенствования - едва ли.
Среди авторов нет гроссмейстеров... Двое - это полноценные международные мастера, один из которых - двукратный чемпион Италии... и им помогал действующий чемпион мира - ЭВМ. Но для серьёзной книги - тем более о величайшем шахматисте после окончания второй мировой - этого...
Среди авторов нет гроссмейстеров... Двое - это полноценные международные мастера, один из которых - двукратный чемпион Италии... и им помогал действующий чемпион мира - ЭВМ. Но для серьёзной книги - тем более о величайшем шахматисте после окончания второй мировой - этого мало!
Биографическая часть - более 70 страниц (не считая "исторических" ремарок перед партиями) просто разочаровывает. Фишер - истинный гений - слишком сложен... Автору данного раздела не хватает точности, такта, понимания - получилась какая-то журналистика: слишком много сплетен, штампов, неточностей (например, в 1956 году Д. Бирн, "оказывается", был не мастером, а гроссмейстером), почти ничего - про фишеровские глобальные идеи последних десятилетий. Слышим автора, а не великого Фишера...
Из плюсов:
Предисловие лично знавшего Фишера известного гроссмейстера старого доброго времени Панно.
Даны некоторые партии "в тему" - т. е. идейно родственные (например, Карпова, Бронштейна и др.).
Приведены 2 встречи матча 1992 года (великая 1-я и славная 11-я), вообще - число примеров из творчества Фишера после 1967-го (т. е. после "60 партий") - неплохое.
Книгу украшают подборка достаточно удачных упражнений - более 30 - из цикла "сыграйте как Фишер" и коллекция черно-белых фотографий.
Уровень подготовки читателя должен быть серьёзным - не ниже крепкого 1-го разряда. Впрочем, многих могут заинтересовать и объёмные, литературно яркие воспоминания гроссмейстера - остроумнейшего нонконформиста, обладающего редким талантом глядеть на окружающие бури "со стороны".
Стиль игры выдающегося датчанина специфический: темпераментный, экспериментальный, но ни у кого не может не вызывать симпатии ларсеновское отрицательное отношение к шаблону.
Поклонников Нимцовича (он оказал...
Стиль игры выдающегося датчанина специфический: темпераментный, экспериментальный, но ни у кого не может не вызывать симпатии ларсеновское отрицательное отношение к шаблону.
Поклонников Нимцовича (он оказал значительное влияние на датского гроссмейстера), других гипермодернистов, а также, скажем, Бронштейна эти партии вполне могут заинтересовать. Словом, если Вам нравится "асимметричное"...
У Ларсена никогда не было тренера, он достиг своих феноменальных успехов сам и только сам - таков масштаб его дарования.
Исключительно любопытны воспоминания (уже ради них можно приобрести книгу): чрезвычайно остроумные и весьма важные для истории шахмат - ибо они по существу. Достойны внимания главы о Фишере, в которых Ларсен ещё и комментирует некоторые блестящие партии 11-го чемпиона мира (партии 1956-1971 годов): всего их - более дюжины. Комментарии краткие, но меткие.
Требуемая квалификация читателя либеральная - не ниже хорошего 2-го разряда.
Рубинштейн - одна из крупнейших фигур во всей истории шахмат (№8 по версии донецкого математика А. Иванова); великий (или даже величайший) стратег. Его избранные партии давно признаны образцовым применением теории Стейница (ещё Ласкером). Достижения Рубинштейна тем удивительнее, что познакомился он с шахматами, прямо скажем, очень и очень поздно (по Рети - вообще... в 18 лет). Автор сборника - известный мастер,...
Рубинштейн - одна из крупнейших фигур во всей истории шахмат (№8 по версии донецкого математика А. Иванова); великий (или даже величайший) стратег. Его избранные партии давно признаны образцовым применением теории Стейница (ещё Ласкером). Достижения Рубинштейна тем удивительнее, что познакомился он с шахматами, прямо скажем, очень и очень поздно (по Рети - вообще... в 18 лет). Автор сборника - известный мастер, единоличный победитель 2-х небольших международных турниров, секундант 5-го чемпиона мира - доктора Эйве. Но главные его достижения были всё же в области шахматной литературы, Кмох - один из наиболее успешных авторов своего времени - "блестящий логик" с замечательным слогом. Данная его книга - солидная (скажем, 10 партий 1909 года проинтерпретировано с учётом комментариев к ним Ласкера, получивших недавно не самую плохую оценку от ЭВМ), чёткая, ясная... и благородная (в т. ч. и потому как доходы с неё шли семье сильно к тому времени заболевшего легендарного гроссмейстера), но...
Перевод с английского. Грустно, видимо, перед нами двойной... - ведь Кмох писал по-немецки.
Неудачный "кричащий" чёрный шрифт при записи ходов в партии (и это при длинной нотации!) - типичная ошибка данного издательства и многих иных. (Не устану это повторять. Книга - существо интеллигентное и не должна кричать!) Такое читать не слишком удобно, глазам бывает трудно: хоть ретушируй запись ходов белой масляной пастелью или прибегай к помощи какого-то чудодейственного ластика...
Диаграммы - явно не лучшие из возможных. "Шахматная школа Акибы Рубинштейна" того же издательства, вышедшая недавно, оформлена в этом пункте солиднее, но там - всего 30 партий...
И самое главное:
Увы, книга, вышедшая в 1930-х годах, в значительной степени устарела... Имеется обладающая недурной репутацией работа большого поклонника Рубинштейна - известного, настоящего гроссмейстера и крупного тренера Юрия Разуваева ("Акиба Рубинштейн", 1980 г.), в которой, помимо прочего, учтены достижения предыдущих исследователей творчества великого маэстро - в т. ч., и в немалом объёме, примечания Ганса Кмоха. Там же имеется несколько партий с комментариями самого Рубинштейна! Аналитически труд Разуваева, конечно, явно сильнее - почти полвека разницы не могли не сказаться...
Ряда партий в работе 1980 года нет (в т. ч. достаточно симпатичных и важных; или же они присутствуют без каких-либо комментариев). Поэтому, учитывая особую "интонацию" и доступность изложения Кмоха, а также не лишенную глубины солидность предисловия Винкельмана, книгу приобрести стоит. К тому же кому-то всё же более понравится современное оформление (у книги Разуваева ходы плохо отделены от комментария).
Очевидно, сборник имеет немалый педагогический смысл... но высококвалифицированным любителям (от крепкого 1-го разряда) хочется порекомендовать найти книгу Разуваева: можно хотя бы карандашом вписать оттуда наиболее принципиальные находки этого гроссмейстера.
Стоит ещё обратить внимание на недавно вышедшую работу Бориса Гельфанда "Принятие позиционных решений в шахматах", в которой выдающийся гроссмейстер наших дней уделяет большое внимание творческому наследию своего главного учителя - великого Рубинштейна (в частности, рассмотрено 10 партий).
Квалификация читателя - не ниже слабого 1-го разряда.
Оформление хорошее, но в данном случае (т. к. используется жирный шрифт) пустая строка, отделяющая ходы в партии от комментария не очень уместна.
Прекрасный слог - выше разве что Тартаковер.
Исключительно утончённые и важные психологические портреты ведущих маэстро!
Если Вы поклонник руководств Нимцовича или любитель шахматной истории (то было особенно прекрасное, идейное время) - обязательно познакомьтесь! Посмотрите хотя бы некоторые...
Оформление хорошее, но в данном случае (т. к. используется жирный шрифт) пустая строка, отделяющая ходы в партии от комментария не очень уместна.
Прекрасный слог - выше разве что Тартаковер.
Исключительно утончённые и важные психологические портреты ведущих маэстро!
Если Вы поклонник руководств Нимцовича или любитель шахматной истории (то было особенно прекрасное, идейное время) - обязательно познакомьтесь! Посмотрите хотя бы некоторые диаграммки и прочтите все статьи (высокой цитируемости, между прочим).
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих и шахматистов низшего разряда.
Книга-прорыв (заполняющая важный пробел в шахматной литературе) увидела свет и на русском языке!
Цукерторт - вероятно, одна из самых недооценённых фигур в истории королевской игры: его шедевры представлены в знаменитых трудах Ласкера, Рети, Романовского и т.д., сотворённый им совместно с мастером Дюфренем учебник стал важной вехой в истории шахматной литературы, но говорить и писать о великом маэстро почему-то не...
Книга-прорыв (заполняющая важный пробел в шахматной литературе) увидела свет и на русском языке!
Цукерторт - вероятно, одна из самых недооценённых фигур в истории королевской игры: его шедевры представлены в знаменитых трудах Ласкера, Рети, Романовского и т.д., сотворённый им совместно с мастером Дюфренем учебник стал важной вехой в истории шахматной литературы, но говорить и писать о великом маэстро почему-то не принято: парадокс! Словно бы физические недуги, резко усилившиеся во время и после его напряжённого матча со Стейницем (к счастью - единственный случай в истории), могут кому-то передаться...
Цукерторт - истинный гений: весьма разносторонняя натура (среди прочего историки часто подчёркивают его большое обаяние и чувство юмора) и его отличает чудное сочетание творческих и спортивных достижений, включая мировой рекорд в игре не глядя на доску, отметим отдельно - в дебюте он кое-где показал себя сущим пророком (например, "настаивал" в то "детское" для теории время на "1. d2-d4" - в качестве весьма наступательного хода, а его игра против испанской партии - выше всяких похвал). Благодаря книге серьёзный любитель 21-го века при соответствующем отношении к делу сможет - сможет! - усилить свою игру даже в дебюте (особенно в классических открытых началах), не говоря уже об ином.
В книге "Энциклопедия шахматной статистики" её автор, донецкий математик Иванов, показывает "на пальцах" - Цукерторт 5 (!) раз демонстрировал лучший в мире результат по итогам за год (разве что в 4-х случаях Стейниц не играл, что никак не вина Цукерторта). Никто из не чемпионов мира этот рекорд не побил и не повторил...
Составитель и переводчик проделали большой объём работы и их должно сердечно поблагодарить.
Огромное число партий (просто не сосчитать) прокомментировано в сборнике самим Цукертортом (как правило, подробно и весьма солидно): его приятно "слушать", великий шахматист был многоопытным шахматным автором.
Стиль игры одного из последних учеников Андерсена... несколько ближе к Морфи. У Цукерторта говорящая фамилия: гурманы оценят сочетание изящества комбинаций и высокого позиционного понимания, словом - партии действительно сладкие и питательные! Конечно, после Андерсена и до взлёта Чигорина Цукерторт был крупнейшим шахматным художником мира - это исторический факт, причём его атаки позиционно солиднее, чем у упомянутых гигантов.
Значительное количество поединков прокомментировано, и отнюдь не бегло, великим Стейницем - отмечу, что Ласкер в своём "Учебнике" даёт вообще Стейницу-комментатору высочайшую оценку. Нередко партию комментируют и Цукерторт, и 1-ый чемпион мира!
Очень хорошо представлены и проинтерпретированы (в т. ч. выдающимся современным аналитиком мастером Нейштадтом) партии матча на мировое перевенство 1886 г., а также исторического турнира 1883 года. Тема "обидных срывов" не обойдена, читатель увидит и некоторые из громких поражений Цукерторта, которые растолкует и сам проигравший.
Приятно отметить - в своём последнем, пусть и не самом сильном, турнире Цукерторт нанёс поражение претенденту на мировое первенство Гунсбергу (комментирует Стейниц!) и, набрав лучший процент очков, уверенно шёл к победе - лишь внезапная кончина остановила его.
Очень интересны и главы с тёплыми воспоминаниями о великом художнике; кстати, он бывал и у нас в стране - с гастролями, формально - даже родился в Российской империи, по некоторым данным - по-русски говорил неплохо...
Шрифты, запись ходов (краткая нотация), диаграммы - всё более-менее удовлетворительно, хотя хотелось бы лучше. Издательство никак не хочет понять, что такие крупные диаграммы - это перебор, нездоровый кричащий стиль; к тому же (да не устанем повторять) - чёрточек для изображения чёрных полей должно быть гораздо больше. Жирный шрифт, которым пишутся сыгранные ходы, хотелось бы видеть менее агрессивным (здесь нужен более спокойный цвет с серым оттенком).
Идеальный подарок (с учётом высокого качества бумаги, обложки и т.д.) для всякого любителя шахматной истории да и просто любого серьёзного поклонника мудрой игры: тем более что иных монографий о великом маэстро не сыскать! Книга станет для "одариваемого" открытием и непременно порадует - не сомневайтесь.
Можно просто смотреть на диаграммы и любоваться красивыми комбинациями. Или - скрыть ходы и находить решение самому: наберётся никак не менее сотни примеров...
Между прочим, Цукерторт - чуть ли не №1 в истории шахмат по жертвам ферзя! Читатель убедится и в этом.
Уровень зрелости читателя - 1900 эло (крепкий первый разряд) и выше.
Обращаю внимание на неплохие шрифты, хорошую по скромным сегодняшним меркам запись ходов (используется длинное тире, а не дефис; взятие - нормальным знаком ":").
Субъективный нюанс: в своё время рассматривал одну блестящую партию Геллера и мне довелось найти некую неточность в комментариях этого могучего аналитика - хочется отметить работу редактора: она, эта неточность, в книге отмечена! Впрочем, число найденных...
Обращаю внимание на неплохие шрифты, хорошую по скромным сегодняшним меркам запись ходов (используется длинное тире, а не дефис; взятие - нормальным знаком ":").
Субъективный нюанс: в своё время рассматривал одну блестящую партию Геллера и мне довелось найти некую неточность в комментариях этого могучего аналитика - хочется отметить работу редактора: она, эта неточность, в книге отмечена! Впрочем, число найденных им с компьютером ошибок оказалось несколько выше ожидаемого (но не критичным!).
Геллер велик своими классическими атакующими, созидательными партиями, неповторимым и солидным стилем, глубочайшими стратегическими идеями, неутомимым поиском истины, творческим долголетием и т.д., но хотелось бы потенциальному читателю напомнить следующий фантастический и при этом абсолютный факт: сыграв с чемпионами мира разных лет почти 200 партий, Геллер имеет с ними практически равный счёт, в т.ч. "немалый плюс" с Ботвинником и Фишером!
Не может быть никаких сомнений: Геллер - один из крупнейших маэстро всех времён.
Сборник украшают педагогически ценные суждения общего характера и творческие (психологические) портреты соперников.
Задумайтесь: быть может, Геллер - "Ваш" автор!
Абсолютная классика - даже самые суровые современные гроссмейстеры признают: Фишер совсем не устарел.
До 1-го разряда - читать рано и нелепо.
Минусы не связаны с великим автором.
Предисловия гроссмейстера Эванса всё же не впечатляют. Не хватает глубины и сути. Эванс Фишеру не соавтор.
Цвет обложки - Фишер такой решительно не одобрял!
Диаграммы: безвкусные, включая размер, форму фигур и минимум чёрточек на чёрных клетках. Словом - абы как!
Шрифты неудачные, кричащие, агрессивные.
Впрочем,...
До 1-го разряда - читать рано и нелепо.
Минусы не связаны с великим автором.
Предисловия гроссмейстера Эванса всё же не впечатляют. Не хватает глубины и сути. Эванс Фишеру не соавтор.
Цвет обложки - Фишер такой решительно не одобрял!
Диаграммы: безвкусные, включая размер, форму фигур и минимум чёрточек на чёрных клетках. Словом - абы как!
Шрифты неудачные, кричащие, агрессивные.
Впрочем, оформление кому-то понравится больше, чем в издании 1972 года. Исправлена опечатка в партии №1 - и на том спасибо. Мой личный подарок покупателю (найти аналитическую неточность у Фишера крайне-крайне трудно): жертва ферзя в варианте партии с Файном всё же не обязательна: белые могут просто выиграть слона.
Поистине абсолютная классика. Журнал по форме - книга по сути.
Затронуты далеко не только шахматные события в мире и в России 1876-1877 годов, но и: даны курс дебютов, курс окончаний, отражена история шахматных состязаний с момента проведения первого международного турнира (т. е. с 1851 г.), приведено множество прокомментированных избранных партий (особенно 1870-х годов, в т. ч. прокомментированных Стейницем и Цукертортом), более 150 тщательно отобранных задач и многое-многое другое, например:...
Затронуты далеко не только шахматные события в мире и в России 1876-1877 годов, но и: даны курс дебютов, курс окончаний, отражена история шахматных состязаний с момента проведения первого международного турнира (т. е. с 1851 г.), приведено множество прокомментированных избранных партий (особенно 1870-х годов, в т. ч. прокомментированных Стейницем и Цукертортом), более 150 тщательно отобранных задач и многое-многое другое, например: теория составления задач, в большом числе присутствуют любопытные факты из истории шахмат в мире и у нас, имеется тонкий, высокоинтеллектуальный юмор. Чтение - самое увлекательное, простите за фантазию, своего рода путешествие на машине времени: вступил в пору расцвета и сенсационно обыгрывает Блэкберна со счётом 7:0 Стейниц, ещё жив и, несмотря на возраст, великолепно играет Андерсен, обсуждается затворничество Морфи и тема "шахматного автомата", ещё продолжают созидать Шумов и даже друг Льва Толстого князь Сергей Урусов, великие Лойд, Шинкман, Байер и иные известные композиторы создают свои высококлассные задачи, идёт на революционный рекорд в игре вслепую, играя с сильнейшими любителями, Цукерторт (16 досок; многие ли могут повторить такое сегодня?) и т. д. Труд, помимо прочего, отличается максимальной солидностью, изысканным слогом и конечно глубочайшим уважением к шахматам. Книга колоссального содержания и большой души!
Работа получила высочайшую оценку у нашего второго чемпиона мира - Михаила Ботвинника, который подчёркивал особую аналитическую силу Чигорина уже того времени. Юный Ботвинник изучал именно по этому "Листку" основы... и даже теорию дебютов! И это спустя почти полвека после выхода журнала, - а эти полвека стали самым бурным временем в истории шахматных идей... Думается, для скромного, рядового любителя данный курс дебютов будет, в целом, полезен и сегодня; остальным лучше пользоваться книгой, изредка заглядывая в современный дебютный справочник.
И уж точно окажется крайне нужным курс окончаний (такое не устаревает) - здесь всё сжато и очень доступно. Чрезвычайно важно для роста (помимо изучения окончаний и игры с сильными соперниками) знакомиться к классическим наследием - многие любители зачем-то сразу пускаются в современность и, не усвоив истоки, слишком уж "плавают" потом в понимании всю оставшуюся жизнь. Хорошенько заглянуть в век XIX просто необходимо: играли тогда (в 1870-е) уже довольно неплохо: успела начаться великая эра Морфи (в которой мы имеем честь пребывать и поныне) и время от времени за доской уже создавались настоящие шедевры. Стоит обратить внимание на партии с большим количеством восклицательных знаков или иначе особо отмеченные в комментариях; видимо, стоит просмотреть все встречи, прокомментированные великим Стейницем. Среди авторов блестящих побед отметим признанного лидера тогдашних мировых шахмат Стейница, а также назовём Андерсена, Блэкберна, Паульсена, Цукертората, Винавера, Шифферса, Шумова и конечно самого Чигорина, который уже начал пополнять свою коллекцию избранных партий (в частности, приведена, правда без указания имён, столь любимая многими его скорая победа чёрными над Кнорре). Партии - наиболее сложный раздел. Чем сильнее читатель - тем больше таких произведений он поймёт, но какие-то (особенно короткие) поединки смогут принести радость и самому простому любителю. Следует подчеркнуть, что все комментарии к партиям проверены Чигориным - он вносит свои замечания, если считает необходимым. Тщательного внимания заслуживают предлагаемые для самостоятельного решения позиции из партий и задачи на мат - они отобраны гениальным практиком и общепризнанным крупнейшим художником своего времени.
Словом - книга представляет собой ещё и весьма интересный вариант совершенствования для самого широкого круга любителей (кроме разве что буквальных начинающих), - Чигорин к этому и стремится: именно прогресс шахматного понимания у читателя является его главной целью. Последнему не обязательно быть даже шахматистом-романтиком - пример Ботвинника более чем красноречив. Таких универсальных работ (т. е. годящихся практически для всех), да ещё и, простите за пафос, с душой - единицы. К тому же автор - истинный гений (а также, между прочим, рыцарь, бессребреник и подвижник)...
Великолепное, факсимильное издание: большие, изящные диаграммы, аккуратная, ровная запись ходов - чего в наше время (настолько оно серое и равнодушное) уже давно нет. Ничего "кричащего" и раздражающего глаз.
Часто спрашивают: почему Чигорин не стал чемпионом мира? Вероятно, никому из великих шахматистов случайные обстоятельства так не мешали. Назовём важнейшее - с шахматами Михаил Иванович познакомился в 16 (!) лет, начал играть с сильными соперниками - в 24 (!) года.
Фишер включил Михаила Ивановича в десятку крупнейших мастеров всех времён. Он, между прочим, отметил исключительную мощь Чигорина в окончаниях и назвал нашего гения "всесторонним шахматистом". Безусловно всесторонней является и эта книга.
Маленький нюанс. На стр. 33 - важная опечатка. Имеется в виду ход 10. Фе5 - а5.
Среди прочего, данное издание - прямо-таки идеальный подарок для любого мало-мальски серьёзного любителя шахмат.
Главная книга о нашем легендарном маэстро - по всем серьёзным подсчётам рейтинга с и л ь н е й ш е м шахматисте Европы 1-ой половины XIX века, авторе как минимум трёх партий-шедевров (абсолютный рекорд эпохи) и 1-го русского шахматного учебника, крупном составителе задач, создателе изящных, полных доброго юмора литературных рассказов на шахматную тему... Петров продемонстрировал уникальное творческое долголетие, отличался редким комбинационным дарованием, выдающейся игрой в эндшпиле,...
Великолепная и полезная возможность познакомиться с его творчеством (в первую очередь с партиями, задачами - их лучше всего попробовать решить самостоятельно - и общетеоретическими взглядами). Конечно, партии Петрова прокомментированы в наше время, с учётом современного состояния теории.
Строго говоря, всё-таки имеются минусы в оформлении: такие радикально белоснежные листы не слишком подходят для серьёзного чтения, тем более шахматного; диаграммы безвкусные, особенно для книги по шахматной истории.
Можно было дать больше цитат из учебника Петрова.
На стр. 166 (уж больно великая партия), после 17-го хода белых, в самом первом варианте правильно 17... К:d8+ со скорым матом.
Трудно понять ценителя великой шахматной истории, в чьей библиотеке не окажется этой важной работы. Выход в свет данной книги - большое событие как минимум для российских шахмат.
Не знаете, что почитать?