Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Магия мозга и лабиринты жизни | +17 |
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! | +6 |
Последний мамонт | +6 |
Корсар. Наваждение | +4 |
Не все ли равно, что думают другие? | +3 |
Есть книги, структура которых, выбранная автором, становится понятной с первых страниц. Есть, напротив, такие, что только как следует вникнув, уже ближе к трети, понимаешь, почему мысли изложены именно в таком порядке. К сожалению, "Магия мозга..." не относится ни к первым, ни ко вторым. Изложение материала в ней совершенно сумбурное и остается таковым от корки до корки, хотя вначале кажется как раз наоборот.
Первые страницы посвящены рассказу Н.П. Бехтеревой о своей семье,...
Первые страницы посвящены рассказу Н.П. Бехтеревой о своей семье, удивительно, но знаменитому деду В.М. Бехтереву не уделено ни строчки (про него вставка только ближе к середине), зато внушительный фрагмент о внучке автора, которая отправляется учиться в США.
За рассказом о семье на читателя обрушивается поток узконаправленных и никак не объясненных терминов, методик и прочего, о чем неспециалист крайне редко может иметь представление. Специалисту же вряд ли они будут интересны, разве что в качестве иллюстрации о развитии науки.
В текст вставлены крайне любопытные рисунки, а в середине книги красивые цветные вклейки – увы, без малейшего объяснения, что же все-таки на них изображено. Тут на ум невольно приходит высказывание Р. Фейнмана: "Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, – вы шарлатан". Думаю, к нейрофизиологии это тоже хорошо подойдет.
На странице 159 приведена статья сына Н.П. Бехтеревой, бывшего директором Института мозга, С. В. Медведева, которая вполне понятно и логично объясняет все и фактически могла бы заменить всю "Магию..." Можно предположить, что после такого подведения итогов, наконец, появится какая-то структура, но дальше продолжается каша из терминов и давних обид автора на советскую власть. В чем-то Бехтереву можно было бы понять, если б эта обида не выплескивалась на протяжении всей оставшейся части книги.
Большим минусом для меня стал и мистицизм, пронизывающий несколько глав второй части. Никто не спорит, что есть и любопытные сны, и странные явления, но читать о таком в научно-популярной литературе, где автор не делает ни малейшей попытки объяснить их, по меньшей мере странно. Куда интереснее о снах можно прочитать в книге А. Шеповальникова "Как заказать сновидение", на которую Н.П. Бехтерева была рецензентом.
Подводя итоги, можно сказать, что из "Магии мозга..." можно получить некоторое представление о деятельности и механизмах мозга, об истории создания Института мозга и методиках исследования – продираясь сквозь узкоспециальную терминологию и не отрываясь от "Википедии", чтобы понять хоть что-то.
Несколько слов о форме. Переплет хороший, строгое оформление. Бумага плохого качества, серая и сильно просвечивает, а на странице 22 печать "съела" кусок предложения. Качество черно-белых иллюстраций в тексте также ниже среднего, подписи расплываются, цветные вклейки, наоборот, хороши.
Эту книгу можно назвать продолжением "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!", но можно читать и как совершенно отдельное произведение. Именно истории из нее легли в основу фильма "Бесконечность" 1996 г. – о детских годах будущего ученого и об Арлин – его первой жене.
Фейнман очень точно высказывается об очень важных вещах, к примеру, о сути образования: "Я очень рано усвоил, что "знать, как это называется" и "знать, что это такое" – разные...
Фейнман очень точно высказывается об очень важных вещах, к примеру, о сути образования: "Я очень рано усвоил, что "знать, как это называется" и "знать, что это такое" – разные вещи".
Всегда интересно узнать, что видят люди со стороны – именно такой взгляд можно найти в письмах Фейнмана, где он рассказывает своей жене Гвинет о всем, что происходит на конференциях, куда она не смогла его сопровождать: о встрече с королем и королевой Бельгии, о конференции в Варшаве. Ученый был очень удивлен состоянием города в 1963 г., про тех, кто отстраивал Варшаву после войны он замечает: "Строительный гений здесь, должно быть, обладает способностью строить старые здания. Здесь есть дома, у которых отваливается облицовка, ..., проржавевшие оконные задвижки и пр." С удивлением Фейнман описывает ужин у польского профессора, когда, чтобы накрыть стол в гостиной, пришлось сначала снять с петель дверь и принести стол из кухни. Такие небольшие зарисовки дают яркое представление не только о жизни и взглядах автора, но и об окружающем мире.
В этой книге вновь поднимается тема научной честности, прозвучавшей и в "Вы, конечно, шутите..." Расследование катастрофы челнока "Челленджер", выявившее несогласованность управленческой системы – причину не одной из техногенных катастроф в мире. Руководство, далекое от менеджеров, оторванных, в свою очередь, от инженерного состава – все это приводит к неточности инструкций и к ошибкам в проектировании и сборке машины.
Очень важна заключительная глава "Ценность науки": она дает понять, насколько изменились взгляды Ричарда Фейнмана с того момента в Лос-Аламосе, когда Джон фон Нейман сказал молодому физику: "...ты вовсе не обязан отвечать за мир, в котором живешь". Теперь, понимая, какое оружие сотворено, Фейнман чувствует ответственность за прогресс и грядущие поколения и приводит буддистскую притчу: "Каждому человеку дается ключ к вратам небес; тот же ключ открывает врата ада".
Об оформлении. Яркая фиолетовая обложка с желтым корешком и золотыми буквами, к сожалению, не очень аккуратно выполненными – впрочем, книгу держать в руках приятно. Четкие схемы и иллюстрации. Черно-белые фотографии из личного архива, однако, особым качеством не отличаются – темноваты. Приятным бонусом стали эскизы Фейнмана – набросок петуха, портреты моделей и друзей.
Первым делом стоит сказать, что физики, как науки, здесь нет, так что читать эту книгу интересно и легко будет практически любому, даже совсем не интересующемуся наукой человеку, тем более, что написана она прекрасным языком, с тонким, свойственным автору, юмором.
Читая истории Фейнмана, можно и посмеяться, и задуматься. Например, о воспитании детей, о том, как, даже желая, чтобы сын стал ученым, не оказывая на него давления, а лишь отвечая на вопросы и разжигая воображение, развить тем самым...
Читая истории Фейнмана, можно и посмеяться, и задуматься. Например, о воспитании детей, о том, как, даже желая, чтобы сын стал ученым, не оказывая на него давления, а лишь отвечая на вопросы и разжигая воображение, развить тем самым интерес к науке. Или более глобально – о системе образования в целом. Рассказывая об опыте преподавания в Бразилии, Фейнман ужасается методам обучения, основанных на зубрежке не подкрепленных опытом или примерами терминов. В результате студенты, прекрасно выучившие материал, не узнают только что объясненные ими научным языком явления в бытовых примерах. Ну, а описание работы комиссии по отбору учебников, когда на основе опросов ее члены выбирали пособия, а после выяснилось, что третья часть одного из учебников, набравшая лучшие оценки, даже не вышла из типографии? И задачи – что-то приведенные Фейнманом задачи, оторванные от реальности, лишенные смысла, очень напоминают – может быть, некоторые задания из наших современных учебников?
Не могло не задеть еще и описание работы Фейнмана над атомной бомбой. Ужаснуло отношение Джона фон Неймана: "...ты вовсе не обязан отвечать за мир, в котором живешь". И, далее: "Этот совет фон Неймана позволил мне обзавестись очень мощным чувством социальной безответственности. И я обратился в счастливого человека".
Любопытно сравнить описание создания бомбы в Лос-Аламосе с повестью об Игоре Курчатове "Прометей раскованный" Сергея Снегова. Сравнить условия создания, научный потенциал, оценить, скольких маститых ученых занималось бомбой "с той стороны". И вспомнить, что тогда происходило в Союзе... Кстати, могу заметить, что американские ученые (сильно отличаясь в этом от русских) в своих книгах крайне редко упоминают советскую науку, так и здесь, Фейнаман лишь однажды, вскользь говорит о запуске "Спутника-1".
Последний рассказ "Наука формопоклонников" заслуживает особого внимания. Говорится в нем о научной честности – о том, к чему должен стремиться каждый ученый. В широком смысле его можно рассматривать для разных сфер.
Теперь об оформлении. Книгу очень приятно держать в руках: хороший переплет, белая бумага с четкой печатью. Диаграммы Фейнмана на обложке и хвост кота Шрёдингера, впрочем, на мой взгляд, больше подошли бы лекциям по физике, а не автобиографическому произведению, тем не менее, книга выглядит очень привлекательно. Имеется три-четыре незначительные опечатки в виде лишних точек и кавычек, пример – стр. 290.
В обеденный перерыв, особенно по случаю плохой погоды, мы с коллегами любим поиграть в разные настольные игры. Были у нас и "Bang", и "Гномы-вредители", и "Имаджинариум", даже "Сырок" как-то случился, а теперь настало время "запастись яхонтами и живицей", как рекомендует красна девица на коробке, и в бой.
Первым делом в глаза бросается красочность игры: яркие картинки с забавными "заклинаниями" рассматривать очень весело, к тому же в...
Первым делом в глаза бросается красочность игры: яркие картинки с забавными "заклинаниями" рассматривать очень весело, к тому же в них есть несколько прикольных пасхалок. Напечатаны карточки хорошо, на плотном картоне. Четыре алтаря, на которые полагается их выкладывать – также яркие и еще более плотные картонки. Прозрачные пластмассовые кристаллы яхонтов и живицы – их полагается собирать.
Но после изучения и ощупывания настало время изучить правила. Сначала показалось, что все как-то запутано, затем – будто все понятно и логично, с тем и сели играть. И вот тут выяснилось, что первое впечатление было верным: иной раз правильность действий вызывала сомнение, и только после несколько партий стала прослеживаться логика игры и появился интерес и азарт.
В целом игра хорошая, более активная, чем, скажем, "Имаджинариум", но не такая волнующая, как "Bang". А чем еще интересна "Битва на Лысой горе", так это тем, что играть в нее можно командой – двое на двое, собирая яхонты и живицу в общую копилку.
Любопытна в этой книге теория о строении Вселенной, существующей только единомоментно, одной вспышкой. Все, что касается графиков и идей проработано досконально, рассмотреть это было интересно. Сюжет, обещавший стать захватывающим, увы, подкачал, а особенно опечалил главный герой.
Олег Северцев – одинокий (морской) пустынный волк, он не знает слов любви, зато знает и умеет все остальное: и физик он, и боевыми искусствами владеет, и в школе выживания преподавал, и вертолет любой страны с...
Олег Северцев – одинокий (морской) пустынный волк, он не знает слов любви, зато знает и умеет все остальное: и физик он, и боевыми искусствами владеет, и в школе выживания преподавал, и вертолет любой страны с закрытыми глазами посадит, на склоне лет (31 год стукнуло) увлекся мистикой и НЛО. А вот с женщинами не везет. Он суров настолько, что проводит обыски лучше спецов (находя вундервафли и проблемы на свою голову), но любит готовить, и рецепт жареных корней лопуха теперь не дает мне покоя. Кстати, странное несоответствие: автор пишет, что "его верный карабин обеспечивал ему пропитание", хотя сперва упоминает, что Олег мясо почти не ел.
Логика у персонажа, честно сказать, удивляет. Узнав вещи, которые ему знать не следовало, спасаясь от погони могущественной организации, Олег носится по России и ближнему зарубежью, посвящая всех друзей в свои проблемы, только к концу книги до него начинает доходить, что такими темпами друзей скоро всех выпилят.
Спасатель всех и вся. Идеалист. В расширенном состоянии сознания способен сращивать кости за пару часов. Бойцы спецназа пачками разлетаются от оплеух физика-мистика.
Я знаю точно: невозможное возможно. Принцип бритвы Оккама тут не работает, и за дверью будет стоять единорог, но почему-то это совершенно не удивляет.
Книга, от которой ожидаешь многого.
Написано "Наваждение" очень неплохим языком. Описательная часть, сцены боя – это все отлично. Очень понравились авторские стихи, вкрапленные в повествование, причем всякий раз уместно. В остальном же...
Самое удивительное в этой книге то, что она совершенно не удивляет, как можно подумать, прочитав аннотацию: довольно предсказуемые сюжетные ходы.
Начнем с главного героя. Судя по описанию, это должен быть некто вроде Роберта Лэнгдона российского...
Написано "Наваждение" очень неплохим языком. Описательная часть, сцены боя – это все отлично. Очень понравились авторские стихи, вкрапленные в повествование, причем всякий раз уместно. В остальном же...
Самое удивительное в этой книге то, что она совершенно не удивляет, как можно подумать, прочитав аннотацию: довольно предсказуемые сюжетные ходы.
Начнем с главного героя. Судя по описанию, это должен быть некто вроде Роберта Лэнгдона российского разлива, но уже к шестидесятой странице с такой мыслью приходится распрощаться. Дмитрий Корсар типичный Марти Сью: ученый, спортсмен и просто красавец (сраженные его харизмой впечатленные студентки падают в его объятия по две-три штуки за раз). Человек глубоко верующий, напропалую цитирующий церковные тексты (которые порой повторяются – ну, а вдруг с первого раза не дошло). Любопытно, что вся религиозность совсем не мешает ему соглашаться на личные "консультации" девочкам-студенткам по вечерам, но это оставим на его совести. Женские персонажи под стать герою: типичны и слабо видны за его широкой спиной. Как-то так получается, что эпизодическая бабушка оказывается даже более достоверной, нежели прекрасная валькирия со снайперкой.
Читаться книга начинает с середины, когда основные жизненные принципы и религиозные мировоззрения героя сформулированы (порой путем удара кулака о стену – особо шикарный довод), лоск ученого опадает, и начинается основное действие. Действие это переполнено историческими событиями, свидетелем которых был герой: тут и тамплиеры, и Петроград. Каша из старых шуточек и цитат – открой книгу на любой странице, и наткнешься на то или иное. Стоит признать, "экшен" прописан отлично, хоть все несколько портит чудовищно ожидаемый финал в Голливудском стиле.
Любопытный момент с пунктуацией. Автор нежно любит знак тире, а корректор не смогла отговорить от использования его в таких количествах где надо и не надо? Забавный факт: реальный корректор и персонаж книги, делающий корректуру "Грибницы" – однофамильцы.
Сначала о форме.
Что и говорить, в руках держать очень приятно. Обложка, правда, не очень твердая, как на хорошем блокноте, но бумага, качество печати, карты-иллюстрации – все отлично. Несколько смутил тот факт, что на всех картах названия подписаны на английском, хотя события происходят в советский период. В остальном же оформление прекрасно помогает создать атмосферу, "сориентировать" читателя на местности.
Потом о содержании.
"Познание окружающего мира и его плоды...
Что и говорить, в руках держать очень приятно. Обложка, правда, не очень твердая, как на хорошем блокноте, но бумага, качество печати, карты-иллюстрации – все отлично. Несколько смутил тот факт, что на всех картах названия подписаны на английском, хотя события происходят в советский период. В остальном же оформление прекрасно помогает создать атмосферу, "сориентировать" читателя на местности.
Потом о содержании.
"Познание окружающего мира и его плоды удивительнее любого приключенческого романа, и, что бы потом ни придумали писатели-фантасты следующих поколений, ничто не сравнится с их биографиями и научным подвигом", – сказано в посвящении автора. И книга, написанная лаконичным, простым языком, служит прекрасным подтверждением этим словам. Фантастический элемент в ней, конечно, присутствует, но важен совсем не он. Поиск, стремление, открытия, все это среди холодной северной природы. Интересен и факт, что герой романа, тот самый, назначивший встречу доисторическому мамонту солдат, а после биолог и сотрудник Дальстроя, назван в честь реального палеонтолога и писателя Кирилла Еськова. Вообще, в ткань повествования вплетены упоминания и целые куски биографий многих людей, много научных фактов. Здесь, на мой взгляд кроется единственный минус – на всю книгу только одна сноска (не считая обширного списка публикаций в конце, разумеется). В итоге, постоянно приходилось искать авторство приведенных цитат, уточнять, с каким реальным человеком происходил тот или иной факт. Еще несколько смутил обширный фрагмент описания образования острова Врангеля, даже учитывая, что по роду профессии слова вроде "аллювиальные отложения четвертичного периода" меня не пугают. Спишем на необходимость создания особой атмосферы.
В целом.
Книга понравилась. Написано интересно, познавательно, отлично создана атмосфера, герои получились яркие и очень реальные.
Не знаете, что почитать?